12.12.2016
У нас говорят про помощь малому бизнесу, а там её реально оказывают
Ни одно, даже самое успешное крупное предприятие, не производит все компоненты своей продукции самостоятельно. Чтобы развивать объёмы, технологию, научную составляющую, гигант не должен отвлекаться на «гвозди, гайки и шурупы». Производство несложных деталей или высокоточных составляющих вполне можно доверить малым предприятиям. Но в России процент такой кооперации слишком низок. Крупные предприятия предъявляют малым завышенные требования, а объединяющего посредника нет.
«Сегодня малый бизнес работает в основном в торговле, в сфере питания, других услуг, строительстве. Он не может производить комбайны, вертолеты, которые требуют больших затрат, но он в состоянии делать любое изделие, имеющее к этому отношение. Мы изучали опыт разных стран. Так, рост машиностроения в Южной Корее напрямую связан с развитой промышленной кооперацией, когда крупные производители заказывают мелкие детали и агрегаты небольшим предприятиям. В итоге выигрывают и те, и другие», - сказал президент Союза ТПП Ростовской области Николай Присяжнюк на II Форуме промышленной кооперации в Ростове-на-Дону.
Полного импортозамещения и не нужно.
Когда в России был объявлен курс на импортозамещение, руководители предприятий говорили о том, что им для этого понадобится минимум три года. Прошло уже два, и стало понятно, без государственного регулирования этих процессов дело может затянуться на долгие годы.
«Как все крупные корабли, наше государство поворачивается очень медленно, - считает советник президента ТПП Ростовской области по промышленной политике Юрий Погребщиков. - Один завод не может сделать у себя всю продукцию конкурентоспособной, а в масштабе страны рассчитывать на это просто наивно. Более того, это приведёт нас к тому, что мы прекратим интегрировать с внешним рынком и будем вариться в собственном соку. Нам нужно улучшать экономико-политические отношения с внешним миром и производить то, что мы можем делать лучше всего».
Юрий Погребщиков в прошлом директор ростовского подшипникового завода №10, он считает, что самый действенный инструмент, который сегодня позволит российской промышленности сдвинуться — кооперация. В качестве примера привёл крупные заводы США, такие, как Ford, General Motors. Там с 30-х годов прошлого века делают в гаражах до 40-45% деталей для своих автомобилей. И это сочетается с госполитикой в отношении малого и среднего бизнеса. Живя на два государства, США и Россию, Юрий Погребщиков особенно остро видит, где и почему мы проигрываем.
«Я бывал на приёмах, проводимых губернаторами. Там людей, которые создают рабочие места в секторе малого и среднего бизнеса, чествуют, благодарят, потому что они действительно изменяют качество жизни. У нас говорят про помощь малому бизнесу, а там её реально оказывают. Если кто-то попадает в критическую ситуацию, его кредиты не отберут — это субсидии государства. И если крупное предприятие расторгает договор с малым, оно не банкротится, так как риски с ним делит государство», - утверждает Юрий Погребщиков.
«Малышам» диктуют условия.
По словам замминистра экономразвития Ростовской области Евгения Мамичева, в прошлом году индекс роста промышленного производства в регионе составил 154%, что выше среднероссийского показателя. По итогам 2015 года среди городов-миллионников Ростов занял первое место с индексом в 169%.
Но проблем гораздо больше, чем достижений. Пробуксовывает процесс взаимодействия больших и малых производителей. Для некоторых крупных заводов — НЭВЗа, «Роствертола», «Ростсельмаша» — продукцию уже изготавливают малые предприятия, но доля их участия слишком мала.
«Немногие хотят двигаться к развитой системе СМК, нет должного качества, в первую очередь процесса, который выливается в неудовлетворительное качество продукции. Всего у нас одобрено для взаимодействия 500 предприятий, из них примерно 150 иностранных, 350 российских, из которых около 50 малых, а из них единицы соответствуют нашим критериям», - пояснил руководитель проекта дирекции материально-технического снабжения ООО КЗ «Ростсельмаш» Олег Шевченко.
Причём соответствовать «РСМ» требует уровню мирового качества, как минимум, по сертификации ISO.
У малых предприятий свои претензии к тому, как осуществляется взаимодействие. Зам директора по электротехническому производству ООО «ТРАМИС-АРМ» Виталий Смахтин рассказал нашему изданию, что предприятие производит 12 видов комплектующих изделий и запчастей для электровозов и тепловозов НЭВЗа. А могут делать гораздо больше.
«Они стараются давать простейшие виды продукции, в основном кольца турбогенераторов, обдирочные операции литья, оставляя у себя всю точную обработку. А у меня комплекс оборудования позволяет изготавливать гораздо более сложные детали», - пояснил он.
Нет взаимопонимания и в вопросах ценовой политики. По словам Виталия Смахтина, большие предприятия хотят получать от малых изделия по очень низкой цене. Считают: раз маленькие, то должны отдавать по дешёвке.
«Они хотят работать только на выгодных для себя условиях — диктуют ценовую политику, не учитывая реальный уровень цен на рынке труда, материалов, энергоносителей. Например, им дают возможность покупать материалы с большими оптовыми скидками, а нам продают намного дороже. Разница в 10-12% сразу делает моё предприятие не конкурентным. А крупные заводы не хотят этого понимать», - объяснил замруководителя предприятия.
Самой же главной проблемой малого и среднего бизнеса по-прежнему остаётся отсутствие доступных денег. С ними не хотят работать не только банки, но и инвестиционные фонды. Виталий Смахтин вспомнил, как год назад их организация попыталась в одном инвестфонде получить субсидию: «это настолько заволокитилось, что потом плавно сошло на нет».
Без серьёзной поддержки государства малому и среднему бизнесу не выжить, это аксиома, которая, к сожалению, понятна всем в теории, но не выполняется на практике. Чиновники же, призванные объединять все звенья производственной цепочки, мало помогают.
«Наша кооперация находится ещё на самом примитивном уровне, - говорит Юрий Погребщиков. - Но мне симпатично, что этим более двух лет занимается ТПП — уже почти 50 предприятий построили контрактные отношения. Они, к сожалению, носят разовый характер. Контрактёры должны сами поддерживать малых производителей, но они пока пассивны. Субконтакторы же готовы к действиям, но государство реальные действия только декларирует».
В рамках Форума создали региональную биржу субконтрактации, где прошли двусторонние встречи предполагаемых партнёров. Но даже это не гарантирует обеспечение малых предприятий заказами — крупные заводы в течение месяца ещё будут их изучать, и только потом решат, с кем работать, а с кем нет.
Источник: Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» |